Управление и экономика фармации (УЭФ)
— это дисциплина, занимающаяся изучением вопросов экономической и
управленческой деятельности субъектов обращения лекарственных средств.
Предметом управления и экономики фармации являются субъекты
обращения лекарственных средств, выполняющие фармацевтическую
деятельность, хозяйственные связи между ними и внешней средой, кроме
того объекты, процессы и явления, образующие основу их деятельности на
фармацевтическом рынке.
Целью изучения УЭФ является получение
различных сведений и знаний, а также практических навыков в области
организации, планирования, контроля, анализа , учета и другой
деятельности субъектов обращения лекарственных средств для оказания
качественной фармацевтической помощи.
При изучении Управления и экономики фармации используются следующие подходы:
логистический — предмет УЭФ считается как
совокупность товарных, а также связующих с ними информационных потоков;
предоставляет возможность существенно улучшать хозяйственную
деятельность субъектов обращения лекарственных средств путем
усовершенствования сквозного материального потока;
маркетинговый — определяет предмет УЭФ как
средство удовлетворения потенциальных и реальных потребителей в
лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента;
предусматривает изучение деятельности субъектов обращения лекарственных
средств в полной взаимосвязи с конъюнктурой фармацевтического рынка и
потребительским поведением;
институциональный — предмет УЭФ представляет
собой как совокупность институтов и организаций фармацевтического рынка,
реализуемых в целях структурирования экономических и социальных
взаимодействий;
системный — видит предмет УЭФ как сочетание
взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, сплоченных общей целью,
выявляет его интегративные свойства, внешние и внутренние связи;
моделирование — дает возможность изучать
процессы и системы, образующие предмет УЭФ, путем изучения и построения
их моделей (графических, концептуальных , формальных и других).
При изучении предмета УЭФ используются также и другие методы познания: исторический, логический, социологический, статистический, экономико-математический и т.д.
Принципы учебной дисциплины управление и экономика фармации:
1) объективность;
2) достоверность;
3) научность;
4) комплексность.
В последние годы существенно возросло значение этой дисциплины. С
переходом нашей страны к рыночной экономике изменились
организационно-правовые формы фармацевтических организаций, появились
новые виды деятельности хозяйствующих субъектов, значительно расширился
ассортимент товаров, изменились принципы ценообразования на
лекарственные средства.
С коммерциализации аптечных организаций трансформировалось отношение к
анализу и планированию деятельности, повысилось значение
фармацевтического менеджмента и маркетинга, появились новые
информационные технологии.
В стране сформировались системы, осуществляющие
контрольно-разрешительную функцию и сертификацию лекарственных средств и
других товаров аптечного ассортимента.
Эти изменения потребовали существенной переработки программы подготовки
специалистов как высшего, так и среднего фармацевтического образования.
Повышение роли менеджмента и экономических методов в работе субъектов,
осуществляющих обращение лекарственных средств, привело к тому, что в
1999 г. в новой номенклатуре специалистов с высшим фармацевтическим
образованием существовавшая ранее специальность «организация
фармацевтического дела» звучит как «управление и экономика фармации».
Большая востребованность выпускников фармацевтических училищ и
колледжей, строгие требования работодателей к качеству и содержанию их
знаний, расширение сферы деятельности фармацевтов,
увеличение числа мелко розничных аптечных организаций требуют
опережающего профессионального обучения фармацевтов, в связи с этим
уделяется много внимания основам фармацевтического менеджмента и
маркетинга, государственному регулированию фармацевтического рынка и
применению логистических методов в сфере обращения лекарственных
средств.
Фармацевтический рынок страны находится пока в стадии становления, и
самым большим недостатком, вызывающим нарушения общепринятых правил
игры, является несовершенство нормативно-правового регулирования сферы
обращения лекарственных средств. Так, например, до сих пор отсутствуют
утвержденная номенклатура фармацевтических должностей, положение об
аптечных организациях, типовые положения о должностях работников
аптечных организаций и др. Но с каждым годом ситуация постепенно
улучшается.
|